Лечение и реабилитация

История

   Лаборатория ведет свою историю с 1923 г., когда в Центральном НИИ охраны материнства и младенчества (с 1940 г.  — Институт педиатрии АМН СССР) был организован Отдел развития и воспитания.

 

   С 1923 по 1961 г. руководил отделом Николай Матвеевич Щелованов (1892—1981) — российский психолог, член-корреспондент АМН СССР.

   Изучая психику младенцев, Н.М. Щелованов и его сотрудники получили важнейшие факты, которые дали возможность установить основные закономерности психического развития детей раннего возраста: слуховое и зрительное сосредоточение, комплекс оживления, кризис одного года, – без знания которых невозможно представить современную детскую психологию. Н.М.Щеловановым была разработана система воспитания детей раннего возраста, обеспечивающая их полноценное нервно-психическое и физическое развитие.

   С 1923 в Отделе развития и воспитания работала Нина Михайловна Аксарина. При участии Н.М.Аксариной разработаны теоретические принципы общественного воспитания детей раннего возраста. Она внесла значительный вклад в изучение педагогики детской игры, вопросов адаптации ребенка к условиям детских учреждений, причин утомления и нарушения уравновешенности поведения детей. Разработанная ей методика контроля за нервно-психическим развитием детей раннего возраста позволила создать условия для борьбы с явлениями госпитализма в воспитательных учреждениях.

   С Отделом развития и воспитания в 1940-50 г.г. активно сотрудничала Е.Ф.Рау, известный российский сурдопедагог, организатор первых детских садов и яслей для детей с нарушениями слуха.

   После 1961 года Отдел был преобразован и вошел в состав лаборатории психосоматики. С 1970 в этой лаборатории под руководством Ю.А Макаренко проводились исследования формирования личности ребенка и особенностей развития эмоциональной сферы.

   С 2007 года работа по данному направлению возобновлена. Было воссоздано Отделение психоэмоциональной разгрузки, когнитивной поддержки и коррекционно-восстановительного лечения – с 2009 г. – Лаборатория специальной психологии и коррекционного обучения.