Методы диагностики

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

   В последнее время наблюдается нарастание частоты перинатальных поражений нервной системы, в результате чего значительно увеличилось количество детей, имеющих нарушение не только моторного, но и психического развития.

   Возрастает количество детей, испытывающих значительные трудности социальной адаптации, не способных полностью усвоить программу массовых дошкольных и школьных учреждений.

   Перспективы психоречевого развития, успешность обучения, школьная и социальная адаптация детей зависят от раннего выявления нарушений в речевой и познавательной деятельности и своевременно оказанной квалифицированной логопедической помощи.

   Если становление речи и других психических функций не происходит в срок, то в развитии ребенка наступают необратимые изменения, которые в более позднем возрасте полностью компенсировать не удается. Нарушения речи ограничивают познавательную деятельность и возможность социальной адаптации человека, сказываются на формировании личности, интеллектуальном развитии.

   Логопедическая помощь носит дифференцированный характер и зависит от ряда факторов: ведущих симптомов речевых нарушений, структуры речевого дефекта, возрастных  и индивидуальных особенностей. Логопедические коррекционные мероприятия должны проводиться длительно и систематически.

ЗРР  (Задержка речевого развития)

   По тем или иным причинам речь ребенка может задержаться на любом этапе её развития. Иногда ребенок долгое время не начинает говорить или же говорит слишком мало, пользуясь лишь элементами слов, что делает его речь непонятной; словарный запас не соответствует возрасту ребенка, развитие фразовой речи идет с опозданием, долго сохраняются недостатки звукопроизношения.

   Задержки развития речи должны вызывать тревогу у родителей не тогда, когда у ребенка в 2 года нет речи, а уже в тех случаях, когда запаздывает развитие гуления, лепета или своевременно не появились первые слова. Чем раньше это будет выявлено, тем легче будет помочь ребенку.

   Причины задержки речи могут быть функциональными (общая вялость речи, отсутствие речевого общения) и органическими (снижение слуха, задержка психического развития, различные заболевания со стороны центральной нервной системы, аномалии в строении периферического речевого аппарата).
Дети с ЗРР нуждаются в консультации психоневролога.

   Логопедическая помощь детям с ЗРР должна быть разнообразной и включать в себя: развитие артикуляционной моторики, голосовых модуляций, развитие звукоподражаний, расширение словарного запаса, совершенствование звукопроизношения, развитие фразовой речи и грамматических форм.

   При системной логопедической работе ребенок с ЗРР может овладеть речью и приблизиться к речевой норме.

ОНР  (ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ  РЕЧИ)

   Современный ребенок к 4,5 – 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки.

   Иная картина наблюдается при общем недоразвитии речи. Оно может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова во фразы или произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства.

   ОНР – системное нарушение речевой деятельности (звуковой стороны речи, фонематического слуха, лексики, грамматического строя) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом.

   Выделяют три уровня общего недоразвития речи у детей.

   1 уровень – характеризуется либо полным отсутствием речи, либо наличием небольшого числа звукокомплексов и звукоподражаний. Фраза отсутствует. Грубо нарушена слоговая структура слов.

   2 уровень – дети используют более развернутые речевые средства, так называемые «начатки общеупотребительной речи». Возрастает количество слов, но они достаточно искажены. Появляется трехсловная фраза, но отсутствуют грамматические связи. Отсутствует словообразование. Грубо нарушено звукопроизношение, слоговая структура слов.

   3 уровень – характеризуется развернутой фразой, при этом нарушается структура фразы. Слабо развито грамматическое словоизменение, затруднено использование предлогов. Словарный запас недостаточен, нередки ошибки в словообразовании. Страдают звуковой анализ и синтез.

   Для детей с ОНР характерны также нарушения внимания, памяти, пальцевой и артикуляционной моторики, словесно–логического мышления. Дети быстро утомляемы, истощаемы, у некоторых отмечается повышенная возбудимость.

   Коррекционная работа с детьми с ОНР должна быть направлена на всестороннее развитие ребенка.

ЗАИКАНИЕ

   Заикание – это нарушения ритма, темпа и плавности речи, которые возникают вследствие судорог мышц речевого аппарата, сопровождающиеся нарушением дыхания, изменениями в просодике высказывания: высоте и силе звука, темпе речи. Также отмечаются приспособительные изменения позы, мимики, артикуляции. При заикании нарушается коммуникативная функция  речи.

   Течение заикания бывает постоянным или волнообразным, но чаще всего запинки появляются в «трудных» ситуациях: выступление перед аудиторией, ответ на уроке, экзамене, разговор по телефону; ответ на неожиданный вопрос другого человека.

   Речевые затруднения часто приводят к психоэмоциональным травмам, которые могут вызвать чувство неполноценности, досады, беспомощности. В результате у большинства заикающихся возникает невроз, что еще больше затрудняет речевое общение.

   Заикание может возникнуть остро вследствие психической травмы (испуга, конфликта, неожиданного изменения образа жизни) или  нарастать постепенно, иногда в течение нескольких месяцев. Волнообразность характерна для течения заикания. При оценке перспектив восстановления нарушенной плавности речи очень важно время возникновения заикания. Если заикание отмечается не более 2-х месяцев, оно считается инициальным (начальным). Если больше – закрепившимся.

   Необходимо не откладывать визит к психоневрологу и сразу начинать логопедические занятия по постановке речевого дыхания, голосовых модуляций, восстановлению плавности речи.

АЛАЛИЯ

   Алалия относится к числу наиболее тяжелых речевых расстройств. Это системное недоразвитие речи центрального характера. В основе данного нарушения лежит недостаточный уровень развития речевых центров коры больших полушарий головного мозга. Причиной алалии могут быть раннее органическое повреждение ЦНС в связи с патологией беременности, родов, а также наследственные факторы.

   Алалия подразделяется на моторную и сенсорную.

   МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ – системное недоразвитие экспрессивной речи центрального характера, обусловленное нарушениями артикуляционного праксиса и организации речевых движений: неумение выполнить определенные артикуляционные движения и их последовательность. Ребенок не может найти правильную последовательность звуков в слове, слов во фразе, не может переключиться с одного слова на другое. У таких детей самостоятельная речь долго не развивается  и остается на уровне отдельных звуков и слов.

   Часто у детей с алалией развиваются патологические невротические черты характера: негативизм, замкнутость, повышенная раздражительность, обидчивость, склонность к слезам.

   СЕНСОРНАЯ  АЛАЛИЯ – системное недоразвитие импрессивной речи центрального характера, обусловленное нарушениями со стороны речеслухового анализатора. Не формируется связь между звуковым образом слова и предметом или действием. Ребенок слышит, но не понимает обращенную речь. Иногда наблюдается бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов – своеобразная логорея, множественные эхолалии, при этом слова не осмысливаются и не запоминаются. К собственной речи ребенок не критичен.

   Необходимо проводить дифференциальную диагностику сенсорной алалии со снижением слуха.

   В чистом виде сенсорная и моторная алалия встречаются редко, чаще приходится говорить о сочетанных формах. В процессе развития дети последовательно переходят с одного уровня на другой. Но часто так и остаются детьми с недостаточно развитой речью. Наблюдаются затруднения в формировании навыков чтения и письма.

РИНОНАЛИЯ

   Ринолалия – это тяжёлое нарушение речи, при котором отмечается нарушение звукопроизношения специфического характера и открытый носовой оттенок голоса вследствие патологии нёбно-глоточного затвора. Ринолалия бывает двух видов: открытая ринолалия и закрытая ринолалия.

   При врождённой расщелине мягкого и твёрдого нёба, укорочении мягкого нёба применяют термин «открытая ринолалия», так как в дальнейшем у детей формируется гиперназальный (открытый носовой) оттенок голоса и тотально (нарушаются и гласные и согласные звуки) специфически нарушается звукопроизношение. Первичные дефекты артикуляционного аппарата определяют особенное развитие всей речевой системы ребёнка.

   Поскольку мягкого нёба нет или его деятельность недостаточна для создания перегородки между ротовой и носовой полостью, струя воздуха, не встречая преграды, идёт в нос, и речь становится малоразборчивой, непонятной.

   В последние годы качественно изменилась медицинская помощь детям этой категории: сократились сроки хирургического лечения, иной стала лечебная тактика, повысилась эффективность ортодонтического лечения, что существенно улучшает условия для речеобразования у детей.

   Дети с расщеплением твёрдого и /или мягкого нёба нуждаются в помощи логопеда, как в дооперационном, так и в послеоперационном периоде.

   В дооперационный период логопед обучает выполнению упражнений для активизации мышц нёбно-глоточного кольца, учит дифференцировать ротовой выдох и носовой выдох, придет языку правильное положение в ротовой полости, обучает  контролю излишних движений лицевых мышц, занимается развитием слухового внимания и фонематического слуха, постановкой и автоматизацией доступных звуков.

   Систематическое проведение занятий в дооперационный период подготавливает ребенка к операции и сокращает сроки последующей коррекционной работы.

   После операции, когда разрешит лечащий врач, логопед проводит логопедический массаж для улучшения эластичности тканей, обучает маму выполнению комплекса упражнений, направленных на растормаживание мышц мягкого нёба. Логопедическая работа направлена на формирование артикуляционных укладов гласных и согласных звуков в новых анатомических условиях, постановку звуков и выведение их на ротовой выдох, проводится дифференцированно в зависимости от проявления речевой патологии и функциональных возможностей органов артикуляции, а также  возрастных особенностей ребёнка.

   С детьми раннего возраста, у которых по тем или иным причинам операция переносится на более поздние сроки, необходимо проводить предоперационную логопедическую работу.

   Логопедические занятия должны продолжаться после операции до нормализации качеств речи. Как правило, при систематических занятиях, обычно к школе ребёнок полностью исправляет речь.

НАРУШЕНИЕ ГОЛОСА

   Нарушения голоса у детей и подростков могут проявляться как признак самостоятельного заболевания или как составляющая при речевых расстройствах – дизартрии, ринолалии, заикании.
Патология голоса обычно представляется в двух формах: дисфонии (частичная утрата голосовой функции) и афонии (полная утрата голоса).

   При дисфонии происходит:

  • искажение голоса в виде осиплости или охриплости;
  • утрата силы, звучности, полётности голоса;
  • изменение его высоты (писклявый, монотонный);
  • голосовое утомление;

   Также возможно проявление субъективных ощущений в горле – першение, желание откашляться, ощущение комка, инородного предмета, давления.

   Дети обычно не слышат дефекта своего голоса и многих из названных жалоб не высказывают. Если вовремя не обратить на это внимание, то нарушение может принять затяжной характер и привести к возникновению органических изменений в голосовом аппарате. Хроническое течение может оказаться причиной неполноценного голосового аппарата и стойких нарушений голоса взрослого человека, что в дальнейшем скажется на выборе профессии.

   Нарушения голоса в детском возрасте могут проявляться в форме функциональных и органических дисфоний.

   Органические нарушения голоса возникают при: новообразованиях  гортани (чаще других "узелки" голосовых складок, паппиломатозе и др.); врождённых аномалиях  строения и функции голосового аппарата (асимметрии строения гортани, врождённые расщелины нёба и др.); травмах гортани (вследствие аспирации инородных тел, вдыхания токсичных или разъедающих веществ, последствия ДТП).

   Функциональные нарушения голоса возникают: вследствие перенапряжения голосового аппарата и несоблюдении рационального голосового режима, в частности у мальчиков в период мутации, а так же в до- и после мутационном периодах;c ростом большого количества детских коллективов и исполнением авторских песен, написанных без  знаний возрастных особенностей голоса детей; при неблагоприятном межличностном фоне в семье; у индивидов с "конкурентным" типом психики.

   Особую выраженность голосовые нарушения приобретают у эмоционально неуравновешенных детей. Эмоциональные факторы, неосознаваемые конфликты и фрустрации, приводящие к чрезмерному напряжению, могут провоцировать гиперфункциональные нарушения голоса, и в то же время  быть способом ухода от сложной жизненной ситуации.

   Если у ребёнка длительное время наблюдается охрипший голос (10-15 дней), не стоит заниматься самолечением, его необходимо проконсультировать у оториноларинголога или фониатра  и затем выполнить все указания врача. При восстановлении голосовой функции, следует исходить из характера патологии, её локализации, причин развития дефекта.

   Исправлениями нарушений голоса занимается фонопедагог.
 

Новости

  • Всероссийская научно-практическая конференция «Фармакотерапия и диетология в педиатрии»
  • Совместные консультации диетолог + психолог
  • Подпрограмма «Социальная ипотека» для медицинских работников
  • 1 июня – День защиты детей
  • 1 июня – День защиты детей - бесплатная вакцинация
  • XIX Конгресс педиатров России с международным участием «Актуальные проблемы педиатрии»
  • The Merck Manual. Руководство по медицине. Диагностика и лечение
  • Интернет-трансляции XIX Конгресса педиатров России 2016
  • XIX Конгресс педиатров России с международным участием. Школа аллерголога-иммунолога. Пре-конгресс мастер-класс
  • 28-й Всемирный конгресс педиатров, 17 -22 августа 2016 г., Ванкувер, Канада

Партнеры

Реабилитационный центр

Научный центр здоровья детей

Союз педиатров России